Одна из лекций прочитанных нам на УПК. Мне понравилось, поэтому решила вывесить)
Одним из возможных способов понимания общения является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе имеет значение статус партнера, причем не постоянный статус, а статус «здесь и сейчас» в момент общения. Важно и то, кто в данном общении ведущий, а кто ведомый.
Позиции в общении рассматриваются в русле трансактного анализа. Данное направление в психологии было разработано в 50-е годы XX века американским психологом и психиатром Эриком Берном (1902-1970). Наибольшую популярность и практическое применение получила разработанная им схема, в которой Берн выделяет три способа поведения: Родитель, Ребенок, Взрослый. В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Ребенок, либо Взрослый, либо Родитель, и в зависимости от этого состояния ведется разговор, определяются позиция и статус собеседника.
1. Характерные слова и выражения: Родитель (Все знают что….; Ты не должен никогда…; Ты всегда должен…; Я не понимаю, как это допускают… и т.д.)
Взрослый (Как? Что? Где? Когда? Почему? Вероятно; возможно)
Ребенок (Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!)
2. Интонации: Родитель (Обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие)
Взрослый (Связанные с реальностью)
Ребенок (Очень эмоциональные)
3. Состояние: Родитель (Надменное, сверхправильное, очень приличное)
Взрослый (Внимательность, поиск информации) )
Ребенок (Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное
4. Выражение лица: Родитель (Нахмуренное, неудовлетворённое, обеспокоенное)
Взрослый (Открытые глаза, максимум внимание)
Ребенок (Угнетенность, удивление)
5. Позы: Родитель (Руки в боки, указующий перст, руки сложены на груди)
Взрослый (Наклон вперед к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним)
Ребенок (Спонтанная подвижность ( сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу))
Каждый тип состояний важен для человека:
Родитель все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требует и за все отвечает;
Взрослый трезво, реально анализирует, не поддается эмоциям, логически мыслит;
Ребенок эмоциональный, импульсивный, нелогичный.
Общение как взаимодействие можно рассматривать с позиции ориентации его участников на контроль или на понимание.
Ориентация на контроль предполагает стремление одного из участника контролировать и управлять ситуацией и поведением других людей, которое сопровождается желанием доминировать во взаимодействии. «Контролеры» много говорят, их стратегией является стремление заставить партнера по общению принять свой план взаимодействия и навязать свое понимание ситуации.
Ориентирование на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и других людей. При этом поведение человека основано на представлении о равенстве партнеров и направленно на достижение взаимной удовлетворенности ходом общения. « Пониматели» больше молчат в разговоре; им свойственно слушать, наблюдать, анализировать. Они пытаются понять собеседника, адаптироваться ( подстроиться) к партнеру по общению.
Таким образом, в процессе взаимодействия люди реализовывают планы, цели и решают деловые проблемы. В ходе взаимодействия изменяется поведение партнеров, вырабатываются общие мнения для достижения необходимого результата.
Человеческое взаимодействие очень разнообразно, поэтому ученые пытаются упорядочить многообразные типы взаимодействий. Наиболее часто выделяются два типа взаимодействий: кооперация, предусматривающая совместное достижение целей, и конкуренция, предполагающая создание затруднений и препятствий соперниками в достижении целей.